НАШЕ ОТРАДНОЕ

4 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Фишкин
    Быть САМОМУ увлечённым? Нафиг! Лучше закурю...Как уберечь ребен...
  • галина
    Он прав!Дмитрий Певцов вы...
  • Сергей ххххххххх
    мысль конечно хороша,но кто же будет содержать эти самые помещения,кто будет платить зарплату тем людям,которые смогу...Дмитрий Певцов пр...

Над Отрадным 83 года назад упал дирижабль «СССР-В10»

Парашюты не успели раскрыться
Дирижабль В-10 был совсем новеньким: первый полёт состоялся за полгода до катастрофы, в феврале 1938 года Фото: предоставлено Долгопрудненским краеведческим обществом

83 года назад, на пересечении нынешних улицы Декабристов и Алтуфьевского шоссе, упал один из последних советских дирижаблей. Об этом сообщает окружная газета «Звездный бульвар».

О трагическом событии – катастрофе дирижабля «СССР-В10» над территорией нынешнего Отрадного, которая произошла 6 августа 1938 года, «ЗБ» рассказали историк дирижаблестроения, Алексей Белокрыс и руководитель Долгопрудненского краеведческого общества Николай Карпов.

Освободить место для гостя

В ту субботу поднимать в воздух дирижабль В10 не планировалось. Но в пять утра в дверь бортинженера Леонтия Крестова постучали. Как вспоминала его жена, Галина Михайловна, это был командир В10, пилот-инструктор Эскадры дирижаблей Евгений Оппман.

Он протянул полётный лист: «Нужно лететь».

– Ночью пришла радиограмма о том, что в «Дирижаблестрой», находившийся в городе Долгопрудном, из Ленинграда вылетел на дозаправку газом дирижабль «СССР В8». Единственный завод по производству водорода для дирижаблей находился тоже в Долгопрудном, – говорит Алексей Белокрыс. – Требовалось освободить для гостя место на открытой стоянке.

Дирижабль В10 был совсем новеньким, первый полёт состоялся полгода назад, в феврале 1938-го.

– В10 строился для обучения экипажей, – продолжает Алексей Белокрыс. – Поэтому гондолу сделали просторнее, чтобы больше учеников поместилось: длина почти 9 метров, ширина – полтора, высота около двух метров.

До леса не дотянули

Предполагалось, что к вечеру ленинградский дозаправится и улетит обратно. После нескольких кругов командир В10 взял курс на юг, в сторону Бескудникова и нынешнего Отрадного. Всё шло благополучно. Но неожиданно, около трех часов дня над тем местом, где сейчас улица Декабристов пересекает Алтуфьевское шоссе, корабль стал резко терять высоту.

55-летний Евгений Оппман, опытнейший дирижаблист со стажем налёта больше 1000 часов, дал команду остановить двигатели и выбросить балласт. Но дирижабль продолжал снижаться. После команды покинуть судно помощник командира Михаил Василевский и старший бортмеханик Иван Жеглов надели парашюты и выпрыгнули, но было слишком низко, парашюты не успели раскрыться. Попытка направить корабль к лесу, чтобы деревья смягчили удар, тоже не увенчалась успехом.

Падение дирижабля увидели колхозники, работавшие на отрадненских полях. Они бросились на помощь. Подбежав, они увидели, что дирижабль разбит, гондола разрушена. Некоторые из дирижаблистов ещё подавали признаки жизни, на грузовике всех их отправили в больницу.

Неисправные клапаны

Комиссия, расследовавшая катастрофу, пришла к выводу, что причиной стали неисправные газовые клапаны.

– Дирижабль попал в сильный восходящий поток теплого воздуха. Газ в оболочке быстро расширился, его давление поднялось до критического значения. Излишек водорода должны были выпустить автоматические газовые клапаны, но они сработали не в полную силу. Оболочка лопнула, и корабль упал с высоты 250 метров.

Если бы подготовка к полёту шла без спешки, шанс, что механики заметили бы неисправность, был бы больше.

Сыграло роль и ещё одно обстоятельство. Из-за того, что эллингов – ангаров не хватало, В10 простоял несколько месяцев простоял в долгопрудненской рощице, под открытым небом. Обшивке это на пользу не пошло.

Сегодня в это трудно поверить, но сто лет назад дирижабль казался куда более перспективным средством передвижения в воздухе, чем самолёт.

– Дирижабль летит медленно – 100-115 километров в час, но в то время он мог поднять намного больше груза, чем самолёт, – говорит Алексей Белокрыс. – Кроме того, дирижабль может находиться в воздухе сутками, требует меньше горючего, не нуждается в аэродроме, а главное, способен зависать над одной точкой – это очень важно для перевозки грузов, научных наблюдений, спасательных операций в условиях Арктики и других удалённых районов.

Могила на Новодевичьем

Экипаж В10 похоронили с почестями на Новодевичьем кладбище, рядом с экипажем дирижабля В6, который погиб за шесть месяцев до этого, в феврале 1938 года, вылетев на спасение папанинцев.

Сегодня на месте катастрофы, в районе дома 34 на улице Декабристов, расположен гаражный кооператив «МГСА платформа Слободка».

– Думаю, на месте падения мог бы быть установлен мемориальный знак в память о дирижаблистах, – говорит председатель Долгопрудненского краеведческого общества Николай Карпов.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх